Оптимизация загрузки ресурсов: от фантома выравнивания к визуальным ресурсным оптимизаторам



Идея о "красной кнопке" оказалась снова фантомом,
в этот раз для выравнивания ресурсов

Задача оптимизации загрузки ресурсов всегда стояла перед профессиональными менеджерами проектов. Данная задача подразумевает составление графиков с максимальной загрузкой ресурсов и с другой стороны ликвидацию перегрузки ресурсов. Собственно владением техниками оптимизации графиков с учетом загрузки ресурсов профессиональный планировщик и отличается от новичка.

Однако пора признать, что на рынке инструментов управления проектами вроде бы предназначенными для решения этих задач надулся "пузырь" в виде 100% автоматического выравнивания (resource leveling). Дело даже не в конкретных поставщиках алгоритмов, а в том, что не смотря на активную рекламу менее 1% пользователей смогли внедрить такие системы, хотя следуя рекламе покупают многие решения для этого.

Очень интересно, что пузырь автоматического выравнивания в России во многом проколол обычный менеджер строительного проекта из Уфы, который на простых примерах публично доказал несостоятельность не просто выравнивания в какой-то конкретной системе управления проектами, а то что сама идея не более чем математическая абстракция далекая от реальной практики. Кто не читал эти поучительные замечания практика, смогут с ними ознакомится в этой статье.

Опросы пользователей произведенные Microsoft показали, что понимание того, что автоматическое выравнивание это "пузырь" уже стало понятно большинству профессионалов. Поэтому Microsoft предложил инструменты нового поколения известные как визуальные ресурсные оптимизаторы, которые впервые появились Microsoft Project  Professional.   

 

Как строитель из Уфы доказал разработчику системы управления проектами, что автоматическое выравнивание - это математическая абстракция

Критика автоматического выравнивания обычно состоит в том, что алгоритмы претендующие путем нажатия на "красную кнопку" волшебным образом оптимизировать загрузку ресурсов на самом деле не в состоянии смоделировать всю сложность реального мира, а также сложность их настройки так велика, что теряется смысл метода, поскольку трудоемкость настройки становится намного выше ручного анализа и ручного разрешения ресурсных конфликтов.

Очень часто системы автоматического выравнивания продаются через форумы, т.к. сложность настройки заставляет поставщика искать там профессиональных планировщиков. Однако в одном из таких случаев "нашла коса на камень". Профессиональный планировщик являющийся строителем из Уфы убедительно доказал несостоятельность идеи автоматического выравнивания ресурсов. Аргументация планировщика была настолько убедительной, что быстро разошлась среди профессионалов. Поэтому вендор был вынужден искать способы как стереть это обсуждение. Администраторы форума согласились стереть только реплики вендора, но оставить аргументацию практика, которые без труда находятся через Google. Эти аргументы стали тем более ценны, т.к. уже критикуют не конкретную реализацию выравнивания у конкретного вендора, а саму идею автоматического выравнивания в принципе. Чтобы было проще воспринимать аргументы практика в ходе дискуссии кратко сформулируем какие вопросы ставил вендор.

"Автоматическое выравнивание ресурсов чревато"

ВЕНДОР на форуме в ответ на запрос нового пользователя начинает рекламировать автоматическое выравнивание и получает критическое замечание от строителя-практика, что это абстракция, неспособная адекватно моделировать реальность.

СТРОИТЕЛЬ: Как показывает практика, доверять выравнивание ресурсов программе нельзя, ибо чревато. Появляются такие решения, которые в рамках поставленной задачи вроде и справедливы, но к реальности абсолютно неприменимы. Существует слишком много факторов, которые алгоритм (каким бы совершенным он ни был) учесть не в состоянии.

 

"Всю логику реальности ни одна модель не учтет"

ВЕНДОР утверждает, что его алгоритмы выравнивания идеальны, а строитель на примере показывает комичность срабатывания алгоритма в реальности.  

СТРОИТЕЛЬ: Слишком много факторов. А все их забивать в машину - нецелесообразно. Пример. Есть два объекта. И один дорогостоящий инструмент. Если алгоритму выравнивания это покажется целесообразным, он будет этот инструмент телепортировать между двумя объектами раз по сто в день, пока не "объяснишь", что транспортировка не мгновенна и стоит денег. Или погонит рабочих в ту зону, где недавно залили полы, или одновременно загонит более восьми рабочих в одно помещение, или еще что отколет. 

 

"Еще примеры из жизни, которые сложно моделировать существующим ПО"

ВЕНДОР пытается утверждать, что приведенный пример с необходимостью телепортации и перемещения людей пешком по застывающему бетону является исключением из правил, а обычно все нормально. Строитель-практик на примерах показывает, что как раз обычно с выравниванием ненормально и модель выравнивания несовершенна в принципе.


СТРОИТЕЛЬ:

Еще ситуации из жизни, которые сложно моделировать существующим ПО.

1. Объект поделен на зоны. В зону Б можно попасть только из зоны А, но в ней недавно установили уровни для заливки бетона. Если несколько человек в Б еще могут пройти, то пронос громоздких материалов чреват тем, что заденут уровни. Этого допускать нельзя.

2. Проход на объект осуществляется по пропускам. У части рабочих они есть, а у другой - их нет.

3. Работы осуществляются на функционирующем предприятии. Некоторые работы отличаются повышенной шумностью и их желательно осуществлять ночью. Хотя если шум - кратковременный, то это не смертельно. Как это заложить в модель?

 

"Автоматические выравнивание - это "искусственное" решение"

ВЕНДОР пытается упростить задачу, чтобы алгоритм выравнивания мог ее решить, а строитель-практик указывает, что это "искусственное решение" и продолжает приводить примеры показывающие, что это математическая абстракция, а не реальность. Также строитель-практик указывает, что сама попытка запустить алгоритм выравнивания лишается эффекта "красной кнопки" и от пользователя потребуются огромные усилия по настройке. 

СТРОИТЕЛЬ:

1. Ресурсы могут быть поставлены в любой момент. Просто движок оптимизатора должен знать, что пока желательно не начинать работы, в которых задействованы громоздкие ресурсы и учитывать геометрию объекта. Такого пока нигде нет.

3. Шумная работа - это такая, в которой применяются шумные инструменты. Если вдруг заменили инструмент или технологию, то при следующем прогоне оптимизатор должен учесть этот факт. Увы. Согласен, что, в конечном счете, большинство подобных примеров можно как-либо реализовать существующим ПО. Но в итоге проект обрастет множеством дополнительных ограничений, фиктивных ресурсов и связей, а пользователи будут нуждаться в толстенных Tips&Tricks Manuals.

 

Еще вопросы показывающие, что алгоритм выравнивания абстракция =)

ВЕНДОР пытается утверждать, что в справочники его алгоритмов универсальны и могут отразить абсолютно любую специфику проекта, строитель-практик доказывает, что это не так.

СТРОИТЕЛЬ:

1. Угу. А как Вы отражаете показатель "громоздкость" ресурса в справочниках? И как изменение данного показателя у ряда ресурсов повлияет на процесс оптимизации расписания? =)

3. Я не ставил задачу =) Сначала привел общий пример, а затем более частный. И вообще, "зона" - это же просто часть строительного объекта, отличающаяся общностью выполняемых в ней работ. Зачем ее добавлять в мультиресурс? Согласен, что модель является бесценным инструментом в принятии управленческих решений. Однако, как и у любого инструмента у нее есть ряд ограничений. Главное - "модель - это логическая абстракция". Учитывается ли в Вашей модели износ инструментов? Устают ли у Вас рабочие? Учитывается ли объем помещения, отведенного для временного хранения материалов? Учитываются ли их габариты? А геометрия строительного объекта? Если Вы ответите утвердительно на эти и ряд других вопросов, то я признаю, что, да, ваша модель адекватно отражает реальность =) "Так что размерности миллионные". Размерность миллионная - это если вести оптимизацию сразу всего проекта. Если же использовать плавающий "фокус", когда за одну эпоху оптимизируется только часть хромосомы, то размерности будут гораздо меньше (направление оптимизации должно идти start->finish, ну и целевая функция должна корректно учитывать проектную специфику). Хотя, в случае проектов из 10000 задач, даже такой подход потребует оч-чень нехилых вычислительных ресурсов.

 

Автоматическим выравниванием решаются только специфические проблемы, но комплексного решения оно не дает

ВЕНДОР пытается сузить задачу показывая, что его алгоритм умеет выравнивать материалы и умеет работать с календарями, строитель-практик показывает, что в реальности выравнивание по материалам даст сбой и календари недостаточно надежны, чтобы доверится автомату.

СТРОИТЕЛЬ:
1. И вместе с тем, что будет если заменим громоздкие мешки с раствором на маленькие во всем проекте? Или наоборот? Придется пересматривать весь проект в поисках мест, где подобное изменение значимо?

3. Угу. А если один и тот же инструмент на объекте в одной зоне может шуметь в любое время (подвальное помещение), а в другой - только после 18:00 (зоны рядом с офисными помещениями)? "задача планировщика - создать такую модель, которая отражала бы реальность" Любая модель по определению - это лишь абстракция, которая отражает принципиально важные характеристики объекта моделирования. Реальностью тут никогда пахнуть не будет, да и не должно. "создание компьютерной модели проекта - творческий процесс" В древние времена, когда не было нормальных инструментов и знаний, даже создание холодного оружия представляло собой творческий процесс. Когда появились станки - люди освободились для решения более важных задач. Аналогично и с созданием проектных моделей - пока это творческий процесс. "

 

А зачем оглядываться только на то, что пытаются продать поставщики продуктов?

ВЕНДОР: "Если оптимизацию расписания, то где кроме [рекламируемый продукт] вы такое встречали?" 

СТРОИТЕЛЬ: А зачем оглядываться только на то, что уже вышло в массовую продажу? =)  

Дискуссия как видим закончилась прямым предложением купить и отказом строителя с выражением желания рассматривать альтернативы.

Надо отметить, что практик-строитель на примерах убедительно показал все основные пороки 100% автоматического выравнивания:

  • Невозможность алгоритмов выравнивания смоделировать всю реальную сложность реального мира, что выражается в автоматическом создании планов скорее комичного толка, чем пригодных для работы  
  • Огромная трудоемкость настройки алгоритмов выравнивания и постоянные коррективы вносимые в модель в ходе выполнения проекта, лишают смысла сам метод, т.к. трудозатраты на ручное устранение ресурсных конфликтов ниже.

Альтернатива автоматическому выравниванию это визуальные ресурсные оптимизаторы Microsoft работающие по другому сценарию, которые учитывает критику старых методов.

Визуальные ресурсные оптимизаторы Microsoft

Понятное даже простому строителю фиаско идеи автоматического выравнивания не снимает с повестки для вопрос как построить решения с эффективной оптимизацией ресурсов.

Опросы планировщиков проведенные Microsoft показывают, что несостоятельность 100% автоматического выравнивания уже понятна почти всем, однако формируется запрос на инструменты где планировщик и программа в ходе интерактивного взаимодействия оптимизируют загрузку ресурсов с минимальными трудозатратами для планировщика.

Так родилась идея визуальных ресурсных оптимизаторов, которые впервые появились в Microsoft Project Professional.

Суть идеи состоит в том, что основной сценарий оптимизации ресурсов базируется на том, что программа визуализирует с помощью большого набора графических средств где именно в проекте имеются места требующие оптимизации. Интерфейс программы спроектирован так, чтобы планировщик мог только парой кликой мыши дать указание программе как оптимально воспользоваться ресурсами на операции.

Фактически работа с визуальным ресурсным оптимизатором напоминает игру в стратегию, где вы планировщик просматривая индикаторы просто мышью дает советы программе какое решение лучше.

Скорость работы планировщика в таком сценарии ресурсной оптимизации примерно в 10 раз выше, чем при настройке огромных форм с параметрами для автоматического выравнивания. Результаты автоматическое выравнивания нужно также обязательно проверять, иначе можно попасть в комические ситуации описанные строителем-практиком выше. Причем в старых системах управления проектами для визуализации "подозрительных мест" в проекте нет никаких средств визуализации. Планировщик вынужден делать утомительную и монотонную работу по монотонной проверке всех операций.

Microsoft Project Professional напротив сразу указывает индикаторами куда обратить внимание.

В MS Project  встроено сразу несколько визуальных ресурсных оптимизаторов, главные из которых два:

  • "Красные человечки" (Red Mans). Индикатор на задаче, что в ней имеется ресурсный конфликт с предложением использовать мастер разрешения конфликта.
  • "Визуальный ресурсный оптимизатор всех ресурсов проекта" (Планировщик групп, Team Planner). В этом средстве планировщик может анализировать ресурсы и путем перетаскивания мышью операций добиваться оптимального их использования. 

 Для строительных проектов характерна оптимизация всей команды сразу, поэтому по  просьбе Владимира Иванова (MVP) в Microsoft Project добавили средство для поддержки оптимизации команд ресурсов.


Комментариев нет

Схемы параллельного импорта MS Project в свете решения Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ по "составному ПО" открыло возможность работы по схеме параллельного импорта без нарушения лиценз...

Технологии Blogger.